вторник, 11 сентября 2012 г.

Борис Степанович Житков

БОРИС СТЕПАНОВИЧ ЖИТКОВ - русский писатель. Родился 30 августа (11 сентября) 1882 в Новгороде в семье преподавателя математики и пианистки. Детство провел в Одессе (его школьным другом был К.И.Чуковский), в 1905 принимал участие в революционных событиях. Окончил естественное отделение Новороссийского университета (1906) и кораблестроительное – Петербургского политехнического института (1916). Был штурианои, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища. Литеоатурную деятельность начал в 1923 сборником рассказов "Злое море", сотрудничал также в журнале "Воробей", впоследствии "Новый Робинзон", в сборниках "Советские ребята", в настоящее время работает в журнале "Еж". Ж. далек от дидактизма и подходит к ребенку-читателю, как к равному. Беллетристические произведения его можно разделить на три группы. Первая — "Злое море" и "Ураган" — характеризуется психологической разработкой персонажей и интересом к технике: подводная лодка, дирижабль, парусник и т. п.

В произведениях второй группы — "Про слона", "Голый король" — Житков больше ориентируется на детского читателя в смысле выбора определенных приемов — развертывание фабулы, наличие главного героя, построение эпизодами, служащими для выявления характерных особенностей героя, конкретизация материала и разговорный язык.
Произведения третьей группы — "Дяденька", "Джарылгач", "Мятель" — характеризуются возвратом к психологической разработке главного героя, данного в бытовом и производственном окружении, концентрированностью действия и языком, оставляющим впечатление записи подлинной детской речи. Тяга автора к изображению быта усиливается в произведениях "Удав", "Мятель".
Житков работает также над созданием технической и производственной книжки, широко применяя принцип конкретизации и наглядности материала ("Паровозы", "Про эту книгу", "Река в упряжке", "Черные паруса" и др.). Концентрируя материал вокруг конкретного факта и вскрывая ряд процессов в их последовательной связи, автор в книгах этого типа умеет использовать достижения техники. Рассказывая, он вместе с тем показывает, графически подтверждает и дополняет сообщение рисунками, фотографиями, схемами, чертежами, таблицами. Педагогическое значение Житкова — в его тематике, отвечающей индустриально-производственным запросам современных детей, а также в том, что его герои, за немногими исключениями, являются представителями пролетарской среды. Его произведения дают разнообразный материал для бесед, кружковой проработки, для переключения читательского интереса от приключений к темам технического и психологического порядка и развития трудовых навыков.
Особенно точен автор в повествованиях о животных, которые показаны со всеми своими видовыми поведенческими признаками, и в то же время с конкретной ситуативной характеристикой (слон, который спасает хозяина от тигра), как создания, в которых писатель мудро выделяет достойные качества (преданность волка, трудолюбие и доброту слона, храбрость обезьянки и т.п.).
Творчество Житкова, классика отечественной детской и анималистической (в продолжение традиций Л.Н.Толстого и А.П.Чехова) словесности, которого можно, наряду с В.В.Бианки и Е.И.Чарушиным, считать также основоположником научно-художественного жанра в детской литературе, оказало существенное влияние на многих детских писателей. Умер Житков в Москве 19 октября 1938.

Комментариев нет:

Отправить комментарий