Литературная дата
Русский и советский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и
литературный критик.
Волошин Максимилиан Александрович
(настоящая фамилия Кириенко-Волошин) (1877—1932), поэт, художник. Родился 28
мая 1877 г. в Киеве. Предки Волошина по отцовской линии — запорожские казаки,
по материнской — обрусевшие немцы. После смерти отца Максимилиан с матерью жили
в Москве. Мальчик обучался в московских гимназиях (1887—1893 гг.). В 1893 г.
семья переехала в Коктебель; в 1897 г. Волошин окончил гимназию в Феодосии. Образ
Восточного Крыма (Волошин предпочитал его древнегреческое название — Киммерия)
проходит через всё творчество поэта. В 1897—1900 гг. Волошин учился на
юридическом факультете Московского университета (с перерывами, поскольку
исключался за участие в студенческих волнениях). В 1899 и 1900 гг.
путешествовал по Европе (Италия, Швейцария, Франция, Германия, Австрия,
Греция). В 1900 г. в составе изыскательской экспедиции несколько месяцев
странствовал по Средней Азии, в том числе водя «караваны верблюдов». В начале
XX в. Волошин сблизился с кругом поэтов-символистов и художников из объединения
«Мир искусства». В 1910 г. он издал свой первый сборник «Стихотворения.
1900—1910», в котором предстал уже зрелым мастером. В стихах о Коктебеле (циклы
«Киммерийские сумерки» и «Киммерийская весна») поэт обращается к греческой и
славянской мифологии, библейским образам, экспериментирует с античными
стихотворными размерами. Коктебельским стихам созвучны изысканные по цвету
акварельные пейзажи Волошина, игравшие роль своеобразного дневника. Особое
место в культуре Серебряного века заняла художественная и литературная критика
Волошина. Он стремился дать объёмный портрет каждого мастера, не разделяя
произведение и личность автора. Статьи объединены в книге «Лики творчества» (1914
г.). Отвращение Волошина к начавшейся Первой мировой войне нашло выражение в
сборнике «В год пылающего мира 1915», опубликован в 1916 г.).
В поэзию Волошина послереволюционных лет пришли публицистически страстные размышления о судьбах России. Произведения этого времени составили сборник «Демоны глухонемые» (1919 г.), книгу стихов «Неопалимая купина», включающую поэму «Россия». В 20-х гг. Волошин существовал в контакте с новой властью, работал в области народного просвещения, охраны памятников, краеведения. Он вступил в Союз писателей, однако стихи его в России практически не печатались. Дом поэта в Коктебеле, построенный им в 1903 г., вскоре стал местом сбора литературной молодёжи. Здесь бывали Н. С. Гумилёв, М. И. Цветаева, О. Э. Мандельштам и многие другие. В 1924 г. с одобрения Наркомпроса Волошин сделал его бесплатным Домом творчества. В этом доме он и умер 11 августа 1932 г. Цветаева, откликаясь на известие о кончине поэта, писала: «Творчество Волошина — плотное, весомое, почти что творчество самой материи, с силами, не исходящими свыше, а подаваемыми той… сожжённой, сухой, как кремень, землёй, по которой он так много ходил…».
В поэзию Волошина послереволюционных лет пришли публицистически страстные размышления о судьбах России. Произведения этого времени составили сборник «Демоны глухонемые» (1919 г.), книгу стихов «Неопалимая купина», включающую поэму «Россия». В 20-х гг. Волошин существовал в контакте с новой властью, работал в области народного просвещения, охраны памятников, краеведения. Он вступил в Союз писателей, однако стихи его в России практически не печатались. Дом поэта в Коктебеле, построенный им в 1903 г., вскоре стал местом сбора литературной молодёжи. Здесь бывали Н. С. Гумилёв, М. И. Цветаева, О. Э. Мандельштам и многие другие. В 1924 г. с одобрения Наркомпроса Волошин сделал его бесплатным Домом творчества. В этом доме он и умер 11 августа 1932 г. Цветаева, откликаясь на известие о кончине поэта, писала: «Творчество Волошина — плотное, весомое, почти что творчество самой материи, с силами, не исходящими свыше, а подаваемыми той… сожжённой, сухой, как кремень, землёй, по которой он так много ходил…».
Комментарии
Отправить комментарий